Как выбирать полуприцеп.

 

Для седельного тягача полуприцеп, или «хвост», как говорят о нем водители-дальнобойщики, – это, собственно, то, для чего создали седельный тягач. В полуприцепе размещается груз автопоезда. Его легко поменять, что позволяет избежать простоя тягача в ожидании подходящего груза. Частный перевозчик не может выделить достаточно денег на покупку нескольких полуприцепов и потому к выбору следует подходить основательно. В этой статье мы поговорим о том, по каким параметрам выбирать полуприцеп.

 

Тип полуприцепа.

 

Прежде чем покупать полуприцеп, следует определиться с предпочтительным грузом, который придется перевозить.

По предназначению полуприцепы бывают: тентованные (с бортами и без), шторные, бортовые, самосвальные, рефрижераторные, изотермические, автовозы, контейнеровозы, бочки, тралы для перевозки негабаритных грузов и фургоны.

Названия определяют характер груза, который будет перевозиться. В изотермических и полуприцепах-рефрижераторах перевозят продукты питания. Особенностью полуприцепа-рефрижератора является система установки и поддержания искусственного климата, которая позволяет регулировать его в значительных приделах (в большинстве моделей от +30 до -30 градусов Цельсия). Но при этом необходимо периодически выделять средства на обслуживание холодильного оборудования.

Самосвальные полуприцепы предназначены для перевозки сыпучих грузов. Они необходимы для работы в сельском хозяйстве и строительстве.

О грузах, которые перевозят контейнеровозы или автовозы говорит само название полуприцепа.

Самыми распространенными в мире типами полуприцепов, на которых перевозят до 60% грузов транспортируемых автомобильным транспортом, являются бортовые, шторные и тентованные полуприцепы. Каждый из этих типов имеет свои плюсы и минусы. Существенным преимуществом бортового полуприцепа являются его борта. Они удерживают груз от смещения и выпадения, имеют более прочную конструкцию, но тент на таких полуприцепах крепится дольше. Преимуществом шторного полуприцепа является возможность загружать его с любой стороны. Тент легко сдвигается, что позволяет экономить время. Тентованный полуприцеп стоит дешевле других типов полуприцепов. Он также загружается с любой стороны, даже сверху. Недостатком является то, что тент рвется, его могут разрезать преступники и похитить или попортить часть товара.

В полуприцепах-бочках перевозят различные жидкости, от нефтепродуктов до молока. Многие из них имеют свои особенности транспортировки, а потому почти для каждого типа перевозимых жидкостей создана специализированная «тара».

Тралы для перевозки негабаритных грузов, в основном, используются для быстрого перемещения на значительные расстояния крупногабаритной тяжелой техники, которая самостоятельно не может передвигаться по дорогам общего пользования: военная техника, бульдозеры, трактора и т.д.

Почти каждый тип полуприцепа может быть представлен в двухосном и трехосном варианте. Первый стоит дешевле, преимущества последнего – больший груз, который можно транспортировать.

 

Рама – это основа.

 

Для многих начинающих автоперевозчиков едва ли не определяющим критерием является цена полуприцепа. Но в большинстве случаев эксплуатационные расходы на поддержание в рабочем состоянии дешевого полуприцепа превышают затраты на обслуживание более дорогой модели. Так что пренебрежение другими критериями выбора очень быстро сравнивает стоимость изначально дешевого полуприцепа и более дорогого.

Основа полуприцепа – рама. Она может быть сварной, на болтах и заклепках. Современные модели от ведущих мировых производителей в большинстве случаев имеют сварную раму. Заклепки со временем слабнут, в места их креплений попадает вода, соль, что становится причиной коррозии и разбивания отверстий. Как результат – рама теряет свою прочность. Осматривая состояние рамы, особое внимание следует обращать на металл возле сварочного шва, так как там вследствие термического воздействия (сварки) изменена его структура, и наиболее вероятно появление трещин. Полуприцеп с лопнувшей или поваренной рамой не стоит покупать.

Среди главных характеристик рамы – ее прочность и упругость. Не стоит соотносить упругость рамы с ее толщиной. Свойства рамы определяются материалом, из которого она изготовлена. Дешевая сталь мягче по структуре, а дорогая – прочнее, поэтому она может быть несколько тоньше. Жесткая рама на отечественных дорогах, особенно в провинции – скорее недостаток, так как езда по таким дорогам способствует быстрому износу каркаса полуприцепа.

При выборе также следует обращать внимание на поперечины на раме. Расстояние между ними определяет нагрузку на оси и долговечность. Чем больше, тем лучше. К поперечинам крепится пол полуприцепа. Он может быть однослойным (только доски) или двойные (доски и алюминиевые вставки между ними). Двойной пол делает конструкцию легче и уменьшает вибрацию, но такой пол – привилегия дорогих полуприцепов. Лучший пол – из твердых пород дерева. В таком случае по нему беспрепятственно может ездить автопогрузчик. Для закрепления груза по краю пола обычно устанавливают крюки, рассчитанные на нагрузку от 1,5 до 3,5 тонн. Чем чаще они расположены, тем надежнее можно затянуть груз.

 

Стенка на стенку: просто, но не все.

 

Передняя стенка бывает двух типов: металлическая из стали или алюминиевая. У полуприцепов с алюминиевой передней стенкой встречаются различные профили, крепления и силовые элементы. Их форма имеет большее значение, чем многие об этом думают. В более качественных моделях нижняя часть передней стенки, во избежание возможных повреждений паллетами, усилена листом толстой фанеры или алюминия (до 6 мм). Бонус качественного полуприцепа – усиленный металлом пол у передней стенки. Часто ремонт полуприцепов требуется именно из-за неудачной установки паллет и всевозможных ударов во время погрузочно-разгрузочных работ.

Некоторые полуприцепы имеют переднюю стенку, которая не достает до крыши. Плюсом такой конструкции является то, что при необходимости есть возможность уменьшить высоту полуприцепа. Недостаток – аэродинамические качества полуприцепа.

Задний портал также бывает стальной или алюминиевый. Встречаются различные конструкции петель и замков. Если есть выбор, лучше брать закрытые петли, так как они меньше подвержены коррозии. Замки имеют различную конструкцию и могут располагаться вертикально и горизонтально, их открывают одной или двумя руками. Сегодня самым надежным считается горизонтальный замок "ласточкин хвост".

Не стоит опасаться алюминиевых задних порталов. Они меньше весят, пластичнее. Стальные порталы, как правило, устанавливают на полуприцепы с мощной задней подвеской. Так не выгоднее ли занять это место дополнительным грузом?

 

Мелочи, на которые стоит обратить внимание.

 

Подвеска – не менее важный критерий выбора. Она может быть рессорной или пневматической. Рессорная используется только на некоторых типах полуприцепов, которые предназначены, в основном, для эксплуатации там, где нет современных дорог. Лучшей для моделей, предназначенных для работы на автострадах считается пневматическая на подушках. В свою очередь, пневматическая подвеска размещается на полурессорах или интегрированных рычагах.

Выбирая подвеску, следует обратить внимание на ее ход. Бывает, что один и тот же производитель предлагает полуприцепы с одинаковой осью, но с разным ходом. Это делается умышленно. На российских дорогах больший ход подвески гарантирует сохранность груза и самого полуприцепа. Сегодня самыми популярными осями являются SAF (с круглой балкой) и BPW.

Подушка может быть установлена возле оси, над ней или на раме. Наиболее надежная конструкция – подушка, установленная на оси. Высота амортизатора и кронштейна свидетельствуют о качестве подвески. Чем больше, тем лучше. Амортизаторы могут быть расположены вертикально или под наклоном. Большой наклон амортизатора комфортен далеко не на каждой дороге. А так как полуприцеп будет эксплуатироваться предпочтительно на отечественных дорогах, выбирать следует прямые или слегка наклоненные амортизаторы.

Полуприцеп должен быть оборудован тормозной системой. Важно, чтобы она работала эффективно и надежно. Импортные европейские и американские модели в обязательном порядке оборудованы системами противоопрокидывания и ABS.

Разнообразная электроника – это не только удобство в эксплуатации. Все провода и устройства должны быть надежно защищены от воздействия воды и случайных попаданий грязи, гальки, перевозимых агрессивных веществ и жидкостей.

Для подготовки полуприцепа к транспортировке груза большое значение имеют стойки: материал, из которого они сделаны, механизм крепления высоты. Качественные стойки не раскачиваются. Также следует обратить внимание на карманы для обрешетки. Они бывают на заклепках или сварные.

Некоторые полуприцепы имеют сдвижную крышу. Как правило, в них стойки подпружинены и регулируются по высоте.